1645381298_7-phonoteka-org-p-arkhiv-fon-8-2

Артель «Красный Кузбасс» была создана в 1929 году во время второго рождения Киселевского рудника. Две штольни были заложены в северном склоне Акчурлинского лога. Артель в то время подчинялась Прокопьевскому углепромсоюзу. Уголь артели был необходим для нужд населения, больниц, школ, госучреждений Западно-Сибирского края.

Шахтоуправление, 1960-е годы

         К концу 1935 года акчурлинские штольни  дорабатывались, и артель переезжала на Тугай. Переезжали не все, часть артельщиков осталась работать на штольнях в районе шахты № 5. На Тугай перевозили жилые дома, оборудование, именно здесь разворачивалось строительство будущей шахты «Красный Кузбасс». В артели в то время работало около 150 человек, а годовая добыча составляла 15 тыс. тонн. Всего на Тугае было 17 штолен.

Проходка их велась на кайло, в лучшем случае взрывалось 1-3 шпура. Взрывчатые материалы были очень дефицитны. Шпуры бурились перкой: один упирался спиной, а другой крутил. Работы велись одновременно в 3-4 штольнях или, как говорили, заходках. В зависимости от высоты поля подготовленные запасы обрабатывались либо камерами, либо погашались самым примитивным способом: разбиралась крепь, обуривали угольный массив, взрывали. Иногда работы производились вручную. Далее ставили трапы на отбитый уголь и вновь бурили с трапов. Таким способом погашали целики угля высотой 6-7 метров.

Откатка была конная. В то время в артели было 40 лошадей. Работали в 3 смены. Для вывозки угля использовались кольчугинские вагонетки емкостью 0,65 тонны. Коногон транспортировал состав из 10-11 вагонеток. В забое они валились на бок, а потом вручную лопатой загружались по одной. Коногон транспортировал состав до устья штольни, так называемой плиты. Затем по узкоколейке до устья Тугая, уголь подвозился к эстакаде, нескончаемым потоком поднимался наверх и отгружался на угольный склад. Железнодорожного тупика не было, и уголь лошадьми вывозился на Акчурлу.

Коногоны, 1950-е годы

         В 1937 году из 100 тонн рельс Кузнецкого металлургического комбината был введен в действие железнодорожный тупик, который примыкал к недавно построенной ветке Кольчугино-Кузнецк и находился недалеко от станции Акчурла. Здесь же и располагался рабочий поселок артели. Первым председателем артели был Науменко.

После строительства подъездных путей до станции Калзагай в 1937 году и закладки первого наклонного ствола по пласту Прокопьевскому в 1939 году это уклонное поле стало называться наклонной шахтой № 1 «Красный Кузбасс». К 1940 году был установлен план годовой добычи уже в 70 тыс. тонн.

В первые годы войны ушли защищать честь и независимость родины почти все мужчины шахты. Многие из них не вернулись. Их имена увековечены на обелиске, установленном в их честь недалеко от бывшего административно-бытового комбината шахты. Отсутствие квалифицированных кадров не могло не отразиться на работе шахты. План добычи на 1942 год был выполнен всего на 23%, добыто 16 тысяч тонн угля.

         27 марта 1943 года, согласно Постановлению Совнаркома Союза СССР от 19.01.1943 года № 67, промартель была передана в трест «Новосибуголь» (впоследствии «Новосиблесуголь» и «Росзапсибуголь»). С этого года артель стала именоваться шахтой «Красный Кузбасс». В невероятно тяжелых условиях работал коллектив шахты (в основном женщины) в годы войны. Не было взрывчатки, леса, не хватало рабочих рук. В шахту спускались и рабочие и служащие, работали без выходных. Они же и вели подсобное хозяйство шахты, готовили теплые вещи для фронта. Горные работы велись на уклонном поле, добывалось по 300 вагонеток в смену, из-за отсутствия рабочих шахта работала в одну смену. В эти годы особым уважением пользовались рабочие шахты: горный мастер Пелагея Митрофановна Сорокина, раздатчица ВМ Аксинья Даниловна Хлыстова, запальщицы Ирина Алексеевна Мышко, Анастасия Владимировна Шинко, Агафья Никитична Никитина и другие.

Хлыстова А.Д.

         В эти годы шахта поставляла уголь в школы, больницы, госпитали, госучреждения Новосибирской области, Алтайского края и многие другие места. Распоряжением по тресту предлагалось к 15 июня 1943 года подготовить шахту для работы в три смены. Вскоре возвращаются с фронта демобилизованные по ранению воины.

         В конце сороковых годов, с переходом в трест, на шахту стали направляться квалифицированные кадры, которые в дальнейшем были известными специалистами Киселевского рудника, передовиками производства, а некоторые из них выросли до руководителей коллективов.

1948 год

         Рядом с шахтой «Красный Кузбасс» с 1944 года существовала шахта «Калзагайский уклон», подчиненная всесоюзной конторе «Союзмясомолуголь», и шахта «Алтайская-II», подчиненная Алтайскому крайтопуправлению. 5 июня 1950 года перестала существовать шахта «Калзагайский уклон», она стала именоваться участком № 2, а шахта «Красный Кузбасс» - Краснокузбасским шахтоуправлением. 13 сентября 1952 года потеряла самостоятельность шахта «Алтайская-II», она стала участком № 3 Краснокузбасского шахтоуправления.

1969 год

         После объединения численность работников предприятия достигла 420 человек, а годовая добыча возросла до 120 тыс. тонн. Технический прогресс заметнее вторгается в жизнь шахты. В 1956 году появляется первая буровая машина СБМ-3у, в 1957 году внедрена первая проходческая машина С-53. В конце 1957 года приказом по МТП РСФСР шахта «Красный Кузбасс» предается в Кемеровское облтопуправление, а позднее создается трест «Облкеровоуголь». В 1958 году ликвидируется конная откатка: аккумуляторные электровозы заменили лошадей.

Мазин Н.И., машинист электровоза, 1970-е годы

         В период реконструкции шахты в 1950-е годы на шахте создается участок открытых работ. В марте 1956 года на шахту поступает первый экскаватор «Шкода», в мае создается гараж, который комплектуется четырьмя МАЗами-205. Впоследствии участок открытых горных работ постоянно укреплялся. Его работа позволила более полно извлекать запасы угля в пределах горного отвода.

Участок открытых работ

         С конца 1960-х годов на шахте началось внедрение щитовой системы разработки, которая к 1972 году полностью заменила камерную, обеспечив быстрый рост добычи до 5000 тонн в месяц.

         В 1970-1980-х годах большую часть своей продукции шахта отгружала за пределы Западной Сибири. Добывается более 600 тысяч тонн угля в год.

1975 год

         Коллектив шахты неоднократно награждался переходящими Красными Знаменами, Почетными дипломами и грамотами Министерства, обкома и облисполкома, горкома и горисполкома. Среди правительственных наград Ордена Ленина, Ордена Трудового Красного Знамени, Ордена Знака Почета, Ордена Трудовой Славы III степени. Звание «Заслуженный шахтер РСФСР» присвоено Чикурову В.А., Тижанкину В.Н., Анисимову Н.П., Светлакову Е.С., Синякову Г.Ф., Дяткову В.С. – известным жителям города.

Чикуров Владимир Афанасьевич

Светлаков Егор Семенович

Синяков Григорий Федорович

Тижанкин Владимир Александрович

Анисимов Николай Петрович

1975 год

 

         В 1990-х годах объем добычи составлял около 150 тысяч тонн в год. Весной 1998 года на шахте произошел подземный пожар с последующим затоплением выработок. В мае 1998 года предприятие прекратило производственную деятельность. В августе собрание акционеров приняло решение о закрытии шахты. Ликвидировано предприятие в 2002 году. На участке открытых горных работ было создано ОАО «Разрез «Октябринский».

Основание: МАУ «Архив города Киселевска», Ф.№58 Киселевский городской государственный архив, оп.1; Ф. №69, оп. 1; Ф.№ 102 Фонд личного происхождения Синякова Г.Ф., оп.1, д.2, стр.1; Ф.№ 105 Фонд личного происхождения  Тижанкина В.А., оп.1, д.2, стр.2; Ф.№108 Фонд личного происхождения Анисимова Н.П., оп.1, д.2, стр.1; Ф.№114 Фонд личного происхождения Чикурова В.А., оп.1, д.2, стр.1, Ф.№115 Фонд личного происхождения Светлакова Е.С., оп.1, д.2, стр.3.; Ф. №163А, оп. 1, д. 51.